Структура Иерархия "Амвея" непоколебима, как железный эскадрон, и продумана до мельчайших нюансов в результате почти полувекового нечеловеческого напряжения маркетинговой хитрости. У основания пирамиды толпятся бесчисленные муравьи - рядовые дистрибьюторы. В 1999-м их переименовали для солидности в "Частных предпринимателей" (IBO, Individual Business Owner), но суть дела от этого не меняется: дистрибьюторы - основная глина для промывания мозгов, психотронной обработки и добровольных субботников на благо вышестоящих соратников по вере. Дистрибьюторы практически никогда ничего не зарабатывают, по крайней мере, до тех пор, пока не поднимутся на вышестоящие ступени.
Над IBO возвышаются "Серебряные Директы" (Silver Direct) - те, кому удалось набрать 7500 пунктов за один месяц. Продажи измеряются в системе "Амвея" не в деньгах, а пунктах. Каждый товар в каталогах имеет определенное количество пунктов независимо от стоимости в национальной валюте. Для Америки соотношение составляет приблизительно 1 пункт за каждые два доллара товарной массы. Серебряные Директы еще не присосались к пирамидальной кормушке, однако приблизились к ней почти вплотную. Само слово "Директ" подразумевает, что дистрибьютор этого уровня получает право прямой закупки каталожных товаров на складе "Амвея", а не у вышестоящего члена секты. Все остальные могут заказывать номенклатуру только по цепочке вверх, так называемой "верхней линии" (upline).
Если дистрибьютору удалось отспонсорить двух распространителей, которые дослужились до Серебряных Директов, то он становится "Сапфировым Директом" (Sapphire Direct). Говорят, что у него "две ноги".
Когда Директ поддерживает продажи своей группы (поскольку амвеевская система представляет собой пирамиду, каждый Директ пожинает плоды не только собственных усилий, но и всей своей "нижестоящей линии" (downline) - группы отспонсоренных им дистрибьюторов, а также всех тех, кого отспонсорили они, и так далее – прим . авт.) на уровне 7500 пунктов в течение шести месяцев, он попадает в золотую обойму и становится "Директом в доле" (PSD, Profit Sharing Direct). "Директ в доле" получает ежемесячно от "Амвея" так называемый "лидерский бонус" - чек на сумму около 4% от всего, что продает его "нижестоящая линия" (downline). В среднем получается около 2 тысяч долларов. Считается, что для достижения степени Директа в доле необходимо выдержать правило "6–4–2", то есть отспонсорить 6 дистрибьюторов, которые, в свою очередь, отспонсорят четверых, а те последние - еще по два каждый. Всего в группе набирается 79 человек, и стоящий во главе Директ в доле, теоретически, может больше не работать, а только получать свой двухтысячедолларовый ежемесячный бонус.
Следующая ступень - "Рубиновый Директ" (Ruby Direct), достигший уровня в 15 тысяч пунктов месячных продаж. Далее идут "Перл" (Perl), в "ногах" которого числятся три Серебряных Директа; "Изумруд" (Emerald), выпасающий трех Директов в доле; и - наконец, "Алмаз" (Diamоnd) - предел мечтаний каждого дистрибьютора, венец амвеевской карьеры. Алмаз имеет "ноги" из 6 Директов в доле и получает хорошо за сто тысяч долларов в год.
Выше Алмазов лишь полубоги, пробраться в когорту которых простому смертному практически нереально: Двойные Алмазы, Тройные Алмазы, Корона (Crown) и Посланник Короны (Crown Ambassаdor). Посланник в "Амвее" только один - Декстер Йагер, который вступил в организацию еще в 60-х годах. Для участников амвеевского культа Йагер примерно как Дзержинский для молодого чекиста набора 50-х годов.
Вербовка
Стать дистрибьютором "Амвея" может каждый. Члены культа даже искренне недоумевают: почему еще не всем жителям земли открылась великая истина обретения счастья и воплощения мечты через "Бизнес"? Именно таким туманным эвфемизмом - "Бизнес" - называют дистрибьюторы свою амвеевскую пирамиду. И не дай бог помянуть на стороне имя родной компании! Если новичок-распространитель по наивности спросит у своего спонсора: "Почему при вербовке новых дистрибьюторов мы не можем упоминать имя "Амвея?" - тот даст однозначный ответ: "Как это не можем? Можем, конечно. Только лучше этого никогда не делать". Железная логика в стиле дзэн-буддийского коана - фирменный стиль амвеевского религиозного канона. Иначе и нельзя. Не могут же, в самом деле, инструкторы сказать начинающим дистрибьюторам: "За 40 лет "Амвей" до такой степени осатанел ВСЕЙ Америке, что при любом упоминании имени компании люди шарахаются, как от прокаженных"?
Впрочем, дистрибьюторам "Амвея" гордость не помеха. На своих легендарных ежемесячных слетах-шабашах служители нового культа Ваала часами хором распевают песню-молитву: "Nothin’s gonna stop the rhino" ("Ничто не остановит носорога"). Носорог символизирует "неодолимое упорство и жизненную силу, которая позволяет преодолевать негативность и идти дальше к полной победе". Негативность - это как раз и есть бесчисленные отказы, оскорбления, плевки в душу, с которыми амвеевским дистрибьюторам приходится сталкиваться ежедневно. Носороги только утираются, улыбаются и идут дальше, к своей мечте.
Помянутая "мечта" - краеугольный камень психотронной обработки в культе "Амвея". Лучше всего это продемонстрировать на примере типичного "Открытого собрания" (Open Meeting) - месте конвейерной вербовки тех любопытных сограждан, которые не отшатнулись в первый момент от дистрибьютора и заинтересовались предложением "получить дополнительный заработок", "устроить свое будущее", "создать собственный бизнес" и "познать настоящую свободу". Для чужаков посещение Открытого Собрания бесплатно, а вот для заманившего его дистрибьютора халява уже кончилась: стоимость билета на Open 5 долларов.
На Собрании события всегда разворачиваются по четкому плану. В зал набивается полторы-две тысячи человек. Всюду царит атмосфера загадочности и бьющего через край дружелюбия: дистрибьюторы обнимают друг друга, долго жмут и трясут руки, женщины целуются направо и налево, вновь прибывших восторженно хлопают по спине, всячески приободряют и наперебой поздравляют с правильным выбором в жизни. "Мы все тут - одна семья!" - именно такое послание должны выполнить тщательно рассчитанные ритуалы, исполняемые на Open. Интересно, что непосвященные до сих пор не подозревают, куда попали и в чем заключается этот загадочный "бизнес", вокруг которого варится вся эта "семья".
На сцену выходит докладчик, обычно Директ в доле, и также поздравляет вновь прибывших с невероятным успехом, поскольку их ожидает "невиданный шанс в бизнесе". Каком, пока не ясно. Далее Директ затягивает долгую проповедь о том, какое проклятие - этот Job, то есть наемная работа и связанная с ней необходимость отсиживать в офисе "с девяти до пяти" до самой старости. А сама старость не сулит ничего хорошего, поскольку по статистике (какой и откуда взятой - не уточняется) более половины американцев, состоявших на службе, не в состоянии обеспечить себя достойной пенсией. А еще бывают неожиданные увольнения, непредвиденные сокращения и прочие ужасы.
Выход один - обрести свободу в собственном независимом бизнесе, поскольку только такая работа позволяет исполнить свою мечту. Далее докладчик приступает к классической психотронной обработке аудитории, задействуя хорошо известную технику контроля за подсознанием, которая называется "ведомая визуализация" (guided visualization). Директ говорит: "Как бы вы поступили, если у вас было много свободного времени и денег?", а затем в деталях описывает кругосветное путешествие, в котором побывали он и его супруга. В результате у аудитории возникают собственные картины воображения, которое почти полностью замещает собой контроль со стороны разума. В таком состоянии люди легко поддаются дальнейшему внушению и убеждению.
Эта часть Открытого собрания играет ключевую роль в достижении поставленных целей, поэтому продолжается иногда более двух часов. Докладчик знает, что человек, зримо ощутивший свою мечту, готов пойти на что угодно для ее реализации, даже на такую химеру, как "амвеевский бизнес". Кроме того, длительность процедуры обеспечивает необходимое состояние полутранса, на фоне которого значительно проще проводить вербовку.
Затем Директ приступает к описанию "бизнеса": деньги делаются на распространении товаров и услуг (по-прежнему слово "Амвей" еще не употребляется). Обычные товары проходят долгий путь от производителя через крупного, среднего и мелкого оптовика на прилавки магазина и затем попадают к конечному потребителю. При этом каждый посредник понемногу наваривает, в результате чего потребитель обречен на невыгодную завышенную цену. В нашем "бизнесе", продолжает докладчик, все по-другому: между производителем и конечным потребителем нет никаких посредников. Поскольку промежуточные звенья отсечены, экономится много денег, которые сливаются в "сберегательный пул". Именно этот пул и служит неисчерпаемым источником доходов для дистрибьютора. Наш "бизнес" начинается с того, что вы приобретаете за 200 долларов так называемый "деловой набор" (Business Kit) по цене на 30% ниже розничной. Все, что находится в этом наборе, вы можете потребить сами либо продать дальше. За продажу вам будут начислять пункты. За определенное количество пунктов вы будете получать бонусы по плавающей процентной шкале.
Однако главная задача дистрибьютора не столько самому что-то продать, сколько "помочь другим людям начать собственный бизнес" (до чего тонко сказано!). Далее докладчик долго и нудно рисует арифметические схемы, которые, в конце концов, сводятся к тому, что читатель уже знает: сколько людей нужно отспонсорить, чтобы добраться до ранга Директа в доле и его надежного дохода в 2100 долларов ежемесячно. Через каждое предложение докладчик напоминает аудитории про их "мечту", тем самым, осуществляя психологическую привязку этой мечты к описываемому "бизнесу".
Под занавес торжественным голосом чуть ли не под барабанную дробь произносится магическая фраза: "Эту потрясающую возможность обрести финансовую свободу и воплотить свою мечту жизни предоставляет нам корпорация "Амвей".
Аудитория все еще пребывает под дурманом микста своей мечты и мудреной арифметики, поэтому сразу не разбегается. В этот момент докладчик переходит ко второй, самой тайной и самой сокровенной части "бизнеса" - "системе образования" (educational system). Будущие дистрибьюторы узнают, что сотни и тысячи миллионеров, которых породила амвеевская дистрибуция, постоянно и щедро делятся своим неисчерпаемым жизненным опытом с новичками. Это "Святое Предание" культа Амвея широко тиражируется на многочисленных аудио- и видеокассетах, а также в книгах, журналах, лекциях, семинарах и собраниях. И все это бесценное богатство находится в распоряжении каждого IBO, твердо решившего "выстроить серьезный бизнес".
Тайное знание
Очутившись в "счастливой семье", свежеиспеченные IBO начинают из кожи вон лезть, чтобы как следует образоваться. По той простой причине, что быстро разгадывают главную тайну культа "Амвея": гораздо проще и выгодней не продавать товары, а строить пирамиду и делать деньги на вербовке новых дистрибьюторов.
Помимо "делового набора", они приобретают за те же 200 долларов добровольно-принудительный toolbox - "набор инструментов". Высокопоставленные жрецы "Амвея" не устают повторять: "Инструменты - дело абсолютно добровольное. Точно так же, как доброволен успех".
"Набор инструментов" включает в себя 6–8 аудиокассет, 15 бланков "Плана" - главного вербовочного документа, содержащего общее описание принципов действия, арифметических схем и структуры "Бизнеса", две книжки, прославляющие "Амвей", а также подборку маркетинговой и психологической литературы типа легендарной книжки Дейла Карнеги о технике бизнес-домогательства.
С этого момента судьба рядового амвеевца раскручивается по проторенной дорожке: поскольку "правильный" дистрибьютор обязан, помимо посещения семинаров, ежемесячно заказывать товаров на 200 долларов, то, идя по пути наименьшего сопротивления, он сам и потребляет все эти шампуни, витамины и чистящие концентраты, а все свои силы и свободное время отдает созданию "нижестоящей линии" в надежде дослужиться хотя бы до Директа. Очень скоро это устремление превращается в идею-фикс: человек не может ни о чем разговаривать, кроме "Бизнеса", его общение даже с друзьями и родственниками практически всегда сводится к обсуждению амвеевских перспектив и подсознательным попыткам втюхать "План" даже жене и детям. Если друзья и близкие не проявляют должного интереса к этим темам, происходит полное отторжение: амвеевец рвет старые связи, разводится и находит утешение в своей новой "семье" одурманенных единомышленников.
Интересно, что, по расчетам независимых экспертов, всего трем процентам дистрибьюторов удается подняться до уровня Директа в доле. Остальные не только не зарабатывают мало-мальски приличных денег, но и спускают на культ "Амвея" все свои сбережения. Самая большая статья расходов - ежеквартальный съезд под названием "Мероприятие" (Function). На него допускаются только члены секты, то есть официальные лицензированные дистрибьюторы. Стоимость билета от 400 до 500 долларов, не считая проживания в гостинице и питания. Обычно Function продолжается три дня - с пятницы вечером до воскресенья - и представляет собой классический сатанинский шабаш: все выступления совершаются под оглушающий аккомпанемент специальных амвеевских рок-ансамблей, которые сознательно не дают аудитории сосредоточиться. При этом докладчики (как правило, не ниже уровня Изумрудов и Алмазов) заваливают публику сложными расчетами и маркетинговыми схемами. Все это действо переваливает далеко за полночь и прерывается только на общее истероидное хоровое пение гимна "Амвея" "Nothin’s gonna stop the rhino". В субботу в 9 часов утра все начинается по новой. К воскресенью сознание служителей культа "Амвея" оказывается идеально промытым и заточенным только на одно деяние: "Иди и продавай План - только так ты добьешься воплощения своей мечты!"
Чуть не забыл упомянуть: за каждое выступление на семинаре и Мероприятии Директ получает по тысяче долларов, а Алмаз - по пять. Не удивительно, что в доходах высокопоставленных жрецов культа "Амвея" продажи товаров из каталога компании составляют не более 10 процентов (Эти данные стали известны после нескольких судебных процессов, на которых Федеральная налоговая служба обнародовала выписки о доходах ряда амвеевских Алмазов – при. Авт.). Основные же деньги приходят от "инструментов": продаж "наборов" всей нижестоящей линией, записей аудио- и видеокассет, издания дидактических материалов и книг, лекций и выступлений на семинарах.
Ваал
Остается уяснить последний вопрос: каким образом корпорация "Амвей" добивается продаж на уровне миллиардов долларов, если ее товары практически не продаются на стороне? Думаю, читатель и сам догадался: львиную долю оборота обеспечивает многомиллионная армия дистрибьюторов, которая ежемесячно отоваривается неликвидным ширпотребом, а затем заваливает им кладовки своих домов. В конце концов, Цель Жизни заключается не в освежителе рта, витаминах и "экологически чистом мыле", а в "Плане", который нужно толкнуть на сторону во что бы то ни стало!
Сергей Голубицкий
"Бизнес-журнал" - 05.12.2003.